Как научить ребенка думать?

Автор: Навигатор Знаний

Существует теория, согласно которой 70% интеллекта закладываются до 6-7 лет, если в детстве ребенок не научится создавать свое, творить, во взрослой жизни он будет копировать и повторять, проживая чужую жизнь.

Сильное мышление представляет собой один из наиболее сложных и многоуровневых образований человеческой психики, и включает в себя хорошую память, воображение, внимание и волевые качества.

Если родители хотят воспитать мыслящего ребенка, то в первую очередь стоит поработать над самоорганизацией и ежедневно уделять специальное время для занятий. Например, подготовить «счастливое утро», хотя бы 20 минут, а это уже 100 часов в год! Или совмещать занятия по развитию мышления детей с обычными житейскими делами. Выберете веселую задачку и решайте ее с ребенком по дороге в школу, на прогулке или в транспорте, за чаепитием или перед сном. Создайте в семье традицию «интеллектуальных разминок» в течение 5-10 минут. Не высказывает решение самому, а подводите к нему детей. Дети любят решать задачки, которые могут показаться им не по плечу. Занятия так же должны иметь психотерапевтический эффект, приносить радость, поэтому взрослым нужно исключить нетерпение и критику в адрес ребенка.

Друзьями мышления служат вера в успех, разговоры с умными людьми на умные темы, дружеское отношение к ребенку и творческая атмосфера.

Еще одним условием воспитания талантливой личности является увлеченность идеей. Если ребенок реализует собственную хорошую идею — все прекрасно, и его надо поощрять. А если ребенок не может выбрать своей дороги, нужно незаметно для него подбрасывать ему разные темы, идеи, решать вместе задачи, а потом забывать, что они были ваши, так называемый «Метод подбрасывания идей».

И конечно, не последнюю роль играет личный пример. Если взрослый увлечен и заинтересован, то и дети подхватят этот энтузиазм.

Для развития мышления большую роль играют вопросы. Спрашивайте детей, задавайте вопросы, чтобы они думали и приходили к выводам. Типы вопросов:
— осведомительные (Что это? Зачем это?),
— контрольные (на проверку знаний),
— наводящие (на решение проблемы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию),
— проблемные или развивающие (на логику, анализ и синтез, на смекалку или оригинальность мышления),
— критикующие (выявление недостатков),
— провокационные (найти подвох, обман),
— вопросы на самоопределение или рефлексию (Что я хочу? Что мне надо? Что я делаю для себя или для детей?),
— олимпиадные (на контроль знаний),
— прогнозирующие (выявление следствий),
— занимательные (провоцирующие интерес к ответу, к мыслительной деятельности).

Важно, чтобы дети научились и не боялись задавать вопросы. Нужно убедить их, что не знать что-то не позорно, позорно не узнать. Поощряйте детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли и думаешь».

Сейчас в открытом доступе имеется огромное количество литературы по веселым задачкам, развитию диалектического и системного мышления, смекалки и внимания. Главное – найти свой метод и регулярно уделять этому время. Самостоятельно и творчески мыслящие люди – умы на вес золота.

Поделиться: