Диалектика в детском развитии

Автор: Навигатор Знаний

Понятие «Диалектика» было изобретено Сократом и означает искусство рассуждать и вести беседу. В современном понимании это форма мышления, теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах природы, общества и мышления. В этой науке существует три базовых вопроса: Что? Как? Куда?

У детей диалектическое мышление позволяет видеть существенные противоречия в субъектах познания, перерабатывать информацию, видеть один и тот же объект в совокупности его многообразных свойств и отношений, в том числе противоречивых.

Несколько принципов диалектики:
1. Все в природе изменяется и развивается, ничего нет неизменного.
Неизменен только факт изменения. Изменение — переход из одного состояние в другое (например, нагревание льда). Развитие – тоже изменение, но закономерное (например, в живой природе).
2. Что является причиной изменения и развития.
3. Как идет развитие.
Здесь подразумевается переход из количественного в качественное или скачок Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» рост недовольства Золотой рыбки жадностью Старухи привел к скачку — к потере Старухой всего полученного от рыбки. Или внесли в теплую комнату кусок льда и положили в тарелку. Через час лед растаял. Произошел переход одного агрегатного состояния в другое.
Нужно вести с ребенком диалог «Обязателен ли скачок?» Если не вмешиваться в процесс, то изменение состояния обязательно. Если вовремя вмешаться в процесс, то можно предотвратить скачок, когда он вреден. Этому-то и надо учить детей — вмешиваться и предотвращать вредные скачки, катастрофы, конфликты. Катастрофу, как пожар, легче предупредить, чем гасить.
4. Мир един, его единство в его связях и взаимодействиях.
Из этого положения можно вывести следствие: если что-то изменил, то ищи, что, где-то, когда-то и кому-то будет хорошо, а кому-то может быть плохо.

При развитии диалектического мышления детям могут активно пригодится знания из физики, химии, географии, астрономии и т. д. Чтобы изучить наш сложный мир, науки разбиты на части. Дети это должны понимать, а учителя «перекидывать мостики» от своей науки к другим наукам.

Диалектическое мышление – умение использовать законы диалектики в повседневной жизни. Дети учатся, что если все развивается, то нет предела и совершенствованию. Все то, что считается совершенством в настоящее время, через какой-то срок окажется несовершенным. Если все изменяется, то и совершенствовать можно все.

Так же дети учатся, что разрешил противоречие сейчас — молодец, но жди, что через некоторое время «вылезет» новое противоречие. И опять его надо будет разрешать, а потом опять. Это и называется жизнь. А говорят, что диалектика далека от жизни. А не разрешил противоречие вовремя, жди катастрофу.

Во всем хорошем найдется что-то плохое, а во всем плохом можно найти что-то хорошее и для себя лично, и для других. Отсюда можно вывести и следующее:
— когда тебя убеждают, что это, мол, хорошо, знай, что в этом есть и что-то плохое! И наоборот;
— все можно обратить и во вред, и в пользу, поэтому полезно иметь в голове «контрольную» мысль — А что здесь плохого? По крайней мере, эта мысль заставляет быть всегда начеку.

Очень хорошо, если законы диалектики ребенок узнает в самом раннем возрасте в интересной и доступной форме.

Поделиться: