Электронные учебники: шаг в будущее или 2 шага назад

Автор: Навигатор Знаний

Устоявшиеся формы обучения постепенно сменяются расширяющейся информационной образовательной средой. Электронные устройства все больше проникают в повседневную жизнь, и в приоритете стоит внедрение в такую важную область, как образование.

В 2012 году принят государственный образовательный стандарт по автоматизации рабочих мест преподавателя и учащихся, для развития, творчества и коммуникации. В результате, роль школы в современных условиях меняется, как меняется отношение ученика к школьному обучению, сокращается время на образование и усиливается тенденция в образовательной профессионализации. В подобном случае электронный учебник – лучший вариант для изучения предмета. Но прежде, чем торопиться приобретать гаджет, стоит поближе познакомиться с идей такой «медали» и ее сторонами.

На сегодняшний день школы уже используют электронные ресурсы и современное оборудование: компьютеры, интерактивные доски, школьные сервера и сайты, электронные дневники и классные журналы. Очевидно, что использование электронных учебников и пособий– следующий шаг.

Электронный учебник – это программа, представленная в двух вариантах:
1-ый как электронная копия обычного учебника с возможностью увеличения рисунков, гиперссылками, дополнительным материалом;
2-ой – интерактивный программно-методический комплекс с домашними заданиями, выполняемыми непосредственно на гаджете, с возможностью автоматической оценки, видео и аудиороликами, тренажерами, трехмерными изображениями и дополнительными компонентами.

Плюсы и минусы использования таких учебников

Использование эл. учебника сокращает активное участие ученика в ходе урока, сокращает объем потока информации путем монологов и диалогов между учителями и учениками. Сокращается передача информации в визуальной и звуковой форме, эмоциональное воздействие преподавателя, способствующее более успешному усвоению материала.

Просматривая ролики или прослушивая обучающие записи, значительно сокращается процесс чтения. Это может повлиять на уровень грамотности или вовсе отбить желание у ученика брать в руки традиционную книгу. Большое будущее стоит за «читающей молодежью». Как говорил Дмитрий Лихачев: «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой».

Оценка задания со стороны компьютера не всегда может быть объективна, а тестовая проверка не способствует глубокому усвоению материала.
Программа эл. учебника не обеспечивает индивидуальность, чтобы ученик мог заявить о своем уровне подготовки и работать с заданиями, подобранными специально для него.

Постоянное использование гаджета может нанести вред здоровью ребенка. И не менее весомый аргумент – тревога родителей за сохранность электронной вещи, неизвестно какие приключения ожидают ребенка, чтобы исключить поломку или потерю.

Но, несмотря на недостатки, специалисты и родители отмечают ряд преимуществ. При использовании такого учебника, успеваемость повышается до 30%. Это связано с интересом в использовании гаджета в образовательном процессе и методом выполнения заданий. Обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации привлекательна для школьников. Так же открывается возможность получать исчерпывающую информацию в кратчайшие сроки, быстрее и лучше осваивать материал, по ссылкам получать дополнительную и справочную информацию.

С таким гаджетом отпадает необходимость приобретать кипу бумажных учебников и тетрадей, словарей, таскать тяжеленный портфель, поскольку значительный объем учебного материала находится на одном носителе.

Пожалуй, единственными преградами по внедрению электронных учебников на урок, являются школьное финансирование и нежелание учителей переходить на полноценное использование электронных устройств в образовательном процессе по различным причинам: боязнь и неумение обращаться с современной техникой, нежелание осваивать новые методики преподавания.

Эксперименты по внедрению электронных учебников в различных регионах России проводятся с 2011 года. Результаты практически полностью положительные – у школьников повышается успеваемость, растет интерес к учебе, расширяется кругозор.

Опрос, проведенный образовательным интернет-ресурсом «Дневник.ру» и охвативший около 50 тыс. респондентов из числа учеников, учителей и родителей в 85 регионах РФ показал, что примерно 90% школ еще не имеют опыта использования электронных учебников. Однозначно за их внедрение высказались 59% учащихся.

Поделиться: