Как чтение меняет мозг. Преодоление дислексии

Автор: Навигатор Знаний

Новые достижения в технологии визуализации мозга помогают ученым выяснить, что происходит в нем, когда дети читают. Сравнивая изображения мозга детей, которые, испытывают трудности с чтением, с изображениями других, которые являются сильными почитателями чтения, исследователи узнают больше о том, как помочь детям преодолеть проблемы с чтением. Кроме того, изображения, которые показывают, что происходит с детским мозгом до и после систематического, основанного на исследованиях обучения чтению, и подтверждают, что правильные методы обучения могут нормализовать работу мозга и тем самым улучшить навыки чтения у ребенка.

 По данным Национального центра по проблемам обучения, каждый пятый ребенок имеет значительную неспособность к чтению. Нарушения чтения, которые одинаково влияют на мальчиков и девочек, могут вызвать трудности в школе и во взрослой жизни. По данным Международной ассоциации по дислексии, наиболее распространенное расстройство чтения — дислексия — поражает примерно 13–14% населения школьного возраста.

 У многих детей с нарушениями чтения возникают проблемы с процессом, который называется «расшифровка» — по сути, выяснение различных звуков, назначенных разным буквам, и правильное применение этих буквенно-звуковых отношений для произношения написанных слов. На первом этапе научных исследований в области чтения эксперты выдвинули гипотезу о том, что трудности с расшифровкой были вызваны проблемами с мозгом и были связаны скорее со звуком, чем со зрением. Исследования мозга подтвердили эту гипотезу, присоединившись к другим психологическим исследованиям, чтобы установить, что дислексия не отражает проблемы со зрением или снижение интеллекта.

 Теперь психологи узнают больше о том, что происходит в мозгу во время чтения, и проверяют, могут ли определенные виды инструкций по чтению изменить мозг.

 Салли Шейвиц, доктор медицины, и Беннетт Шайвиц, доктор медицины, из Йельского университета, показали, что, когда дети без проблем с чтением пытались различить похожие разговорные слоги, речевые области в левом мозге работали намного тяжелее, чем соответствующие области в правом мозге. Но когда дети с проблемами чтения предприняли ту же самую попытку, те части правого мозга работали усерднее, переходя в перегрузку после небольшой задержки. В исследовании 2004 года Шайвицы обнаружили, что, когда ученики второго и третьего классов с дислексией научились читать через экспериментальное восьмимесячное вмешательство, эти критические области левого полушария стали активными, больше похожими на мозг обычных читателей.

 В исследовании 2005 года Панагиатос Симос, доктор философии, Центр наук о здоровье Университета Техаса в Хьюстоне, и его коллеги использовали технологию, называемую магнитной визуализацей (MSI), для сравнения моделей мозговой активности детей с хорошими и плохими навыками предварительного чтения. Затем они наблюдали за детьми в первом классе. Изображения показали, что у детей, которые стали опытными читателями к концу первого класса, уже в детском саду были эффективные паттерны активации мозга для чтения. Дети, у которых было хорошее начало по навыками чтения, показали различные результаты. Тем не менее, 13 из 16 детей с трудностями чтения ответили на систематические инструкции по чтению. После года прямого обучения «алфавитному принципу» (как буквы работают вместе, чтобы составить слова), понимание (значение слов) и беглость (точное чтение слов вслух), ученики с предыдущими трудностями чтения стали средними читателями. Более того, изображения MSI показали, что в течение первого класса детский мозг начал вносить критические области чтения, области, которые они раньше не использовали, в процесс чтения.

 Совсем недавно ученые обнаружили, что активность мозга — это не единственное, что отличается между детьми, которые хорошо читают, и теми, кто испытывает трудности с чтением. Например, Гвиневер Иден, доктор философии в Джорджтаунском университете, и коллеги обнаружили, что дети с дислексией не просто имеют разные уровни активности в определенных областях мозга; они также показывают худшую связь между областями мозга. И эта связь может улучшиться после целенаправленного чтения инструкции. Исследователи из Вашингтонского университета, тем временем, использовали визуализацию мозга, чтобы показать, что у детей с дислексией наблюдается увеличение серого вещества их мозга — тела клеток мозга — после интенсивного обучения чтению. Увеличение объема серого вещества соответствовало улучшению чтения.

 Другие исследования выявили различия в мозге среди детей, которые реагируют на чтение, и тех, кто этого не делает. Например, в 2007 году команда Симоса использовала MSI для изучения активации мозга у 15 первоклассников с серьезными нарушениями чтения, которые не достигли прогресса, несмотря на качественное обучение чтению. Дети получили интенсивное обучение, которое было сосредоточено на таких навыках, как фонологическое декодирование (выяснение, как произносить слово) и быстрое распознавание слова. Восемь детей показали значительное улучшение способности к чтению, и результаты MSI подтвердили, что их мозг начал функционировать больше, чем у «нормальных» читателей. Семеро детей, которые не улучшили свои способности к чтению, не смогли показать «нормализующие» изменения в их мозге.

Исследование, проведенное в 2008 году, показало, что по сравнению с хорошими читателями слабые читатели пятого класса имеют более низкую активность в области мозга, называемой теменной корой. После интенсивного обучения слабые читатели показали повышенную активность. Через год после вмешательства эта активность продолжала увеличиваться, что приводило к нормальным уровням активации мозга.

 За последние 30 лет исследования в области чтения значительно продвинулись, и в последнее десятилетие они ускорились, поскольку исследователи, изучающие вмешательства, сотрудничают с исследователями, занимающимися визуализацией мозга. Многие исследования, проведенные за последние три десятилетия, подтвердили, что трудности с чтением часто вызваны специфическими различиями в мозге и в том, как дети обрабатывают информацию.

 Используя образы мозга для изучения чтения, психологи и их коллеги в области медицины и образования нашли биологическое объяснение, обнаружив, что основанное на исследованиях обучение может значительно улучшить то, как студенты с дислексией читают и пишут. Исследователи также нашли доказательства того, что эффективное обучение нормализует работу мозга.

 Не менее многообещающим является исследование, которое показывает, что проблемы с обучением чтению, могут быть выявлены на раннем этапе и дети могут обучены до того, как их проблемы с чтением станут очевидными. При целенаправленных вмешательствах их мозг может измениться всего за год. Эта новость обнадеживает: большинство детей, которые подвержены риску проблем с чтением, все еще могут научиться читать.

 Исследования подчеркнули важность качественного обучения основам чтения: понимание, фонологическое понимание, алфавитный принцип и правила правописания и письма. Дети в детском саду, если не младше, должны проходить обследование для определения степени риска возникновения трудностей с чтением, а программы обучения, основанные на исследованиях, должны быть включены в учебную программу начальной школы. Ребенку, который подвергается риску, может потребоваться более интенсивное обучение, и чем раньше оно начнется, тем лучше.  

 

Поделиться: