Как легко выучить стих? Поможет прием «Раскадровка»

Автор: Навигатор Знаний

Елена Матвеева, автор букваря, программ и учебников по русскому языку и литературному чтению поделилась приемом по заучиванию стихотворений, с использованием техники представления и наглядного описания того, о чем говорится в стихе целиком и в деталях. Прием называется «Раскадровка».

В качестве примера было взято стихотворение Марины Бородицкой «Листок»:

Зима сбежала за ворота

Под беспощадный птичий свист.

И вылупился желторотый,

Ещё дрожащий, мокрый лист.

 

Он жадно ловит капли света,

Он тоже рад бы засвистать…

Когда-нибудь, к исходу лета,

И он научится летать.

 

Шаг первый: Вы читаете ребенку два четверостишия, а он обращает внимание на интонации и представляет то, что происходит в стихотворении и целиком, и в деталях. Важно, чтобы ребенок отмечал эти детали в голове. Задача ребенка разделить стих на части.

Итак, из данного стихотворения можно выделить 4 основных кадра:

1 – как зима сбежала за ворота,

2 – как появился лист,

3 – как лист ловит капли света,

4 – как лист научится летать к концу лета.

Шаг второй: Читатель снова декламирует стихотворение, а ребенок говорит «Стоп», где у него заканчивается 1-ый кадр. Затем ребенок прорисовывает самостоятельно детали этого кадра, желательно со всеми подробностями. Например, снежинки, потому что время действия – зима, ворота (как зима сбегает за ворота), щебечущую птицу. Самое сложное здесь слово «Беспощадный», его невозможно изобразить в кадре, но, тем не менее, оно точно зафиксируется в детской памяти. Таким образом «раскадровка» дает возможность зафиксировать самое легкое и отметить самое сложное.

Шаг третий: Читатель декламирует следующую часть стихотворения, второй кадр, пока ребенок не скажет «Стоп». Ребенок зарисовывает, затем пытается прочесть по подсказкам-рисункам и первый, и второй кадр. Так постепенно переходим к 3-ему и 4-ому кадру. Здесь можно провести с детьми беседу может ли лист засвистать? Что это значит? Может ли лист издавать звуки? Можно повторение стихотворения не с 1-го кадра, а с 3-го и 4-го.

В процессе «Раскадровки» дети держат план стиха в голове, при зарисовке работает моторика, попутно идет развитие механизмов памяти, читатель проникается смыслом стихотворения.

Скорее всего, с каким-то из кадров возникнут большие сложности, чем с остальными. Стоит обратить внимание, может это связано с тем, что на нем изображено меньше всего деталей. Или Например, слово «жадно» нелегко изобразить, но при повторении оно будет запоминаться.

Шаг четвертый: ребенок пробует зачитать стихотворение без наглядных подсказок.

Метод раскадровки не подходит для больших стихотворений, как например «Евгений Онегин», это заняло бы очень много времени. Для таких произведений лучше прописать сюжет или составить мнемокарту памяти, как происходят события. Для раскадровки отлично подходят короткие юмористические стихи и короткие рассказы.

Поделиться: