Как определить, готов ли ребенок к школе?
Ответы дает физиолог, академик РАО, доктор биологических наук, лауреат премии президента РФ в области образования Марьяна Безруких.
Как не удивительно, весомым и мифическим родительским критерием служит чтение.
Марьяна Безруких утверждает, что ребенок не должен уметь читать в преддверии поступления в школу, может, но не должен. Знакомить ребенка с буквами необходимо, у ребенка в 4,5 – 5 лет обязательно будет проявляться интерес прочитать или написать свое имя или название предмета, но нужно разделять этап «узнает все буквы» и «действительно может научиться читать». Период созревания эффективных навыков письма и чтения длится примерно 1,5 года. Если начать форсировать этот навык, то скорее произойдет своего рода дидактическое насилие со стороны родителей.
Доктор советует родителям отойти от шаблонов, что после 3-ех лет становится поздно, перестать сравнивать соседских детей со своим ребенком в плане каких-либо навыков, потому что знаменателем послужит утверждение, что ребенок никому ничего не должен. На самом деле, ресурс развития мозга после 3-ех лет не закрывается, а расширяется именно в период дошкольного, раннего школьного возраста и в подростковом возрасте.
Не существует абсолютных критериев готовности ребенка к школе. Закон об образовании предусматривает нижний возрастной порог не ранее 6,5 лет, а верхний 8 лет. Марьяна Безруких утверждает, что многим детям действительно нужно приходить в школу в 8 лет, и при этом они не будут сталкиваться с проблемами. Но чаще всего, родители торопятся отдавать свое чадо в школу.
Первым адекватным критерием готовности к школе служит: способность выдержать учебную нагрузку.
Сегодня нагрузка в начальной школе чрезмерная. Она может доходить до 10 часов в день при пятидневной учебной неделе. Происходит статическая, информационная, интеллектуальная нагрузка на ребенка. К тому же он устает от общения со сверстниками, с педагогом, от концентрации внимания. 5-6 раз за день ему нужно переключать внимание от одного изучаемого предмета к другому, от одного вида деятельности к другому. Будет сказываться недосыпание, меньшее времяпровождение на свежем воздухе и меньшее количество свободного времени.
Второй критерий: физическое и психическое здоровье.
Доктор советует не торопиться со школой, особенно, если присутствовали факторы риска при беременности и родах, на первых годах жизни, операции и травмы. Для детей, входящих в группу риска по физическому развитию и физическому состоянию, 7,5 лет оптимальный возраст для 1 класса.
Что касается психического здоровья, то согласно исследованиям, до 30% детей приходят в школу с пограничными нарушениями психического здоровья. Нередко у детей встречаются признаки неврозоподобного расстройства: повышенная тревожность, проблемы со сном, плохой аппетит, резкая смена настроения, запинки в речи и т.д.
Третий критерий: запас сведений и знаний.
Но, даже растущие как трава дети, приходят в школу здоровыми и открытыми для новых знаний.
Здесь главное — познавательная потребность и желание идти в школу. Иногда педагоги удивляются, когда пришедшие в школу дети с нулевой базой, через пол года опережают тех, кто пришел с энциклопедическими знаниями и сложившимися навыками письма и чтения.
Родительское давление может нанести только вред. У ребенка может появится токсический стресс от неадекватных требований к нему от педагогов или взрослых. Ограничение времени, отсутствие поддержки, насыщенный режим, в итоге, дадут к декабрю месяцу абсолютно нежеланные плоды. Поэтому стоит отбросить устаревшие стереотипы и перестать торопиться посадить ребенка за школьную парту.