Как отвадить подростка от компьютера и увлечь его полезными и интересными занятиями?

Автор: Навигатор Знаний

Часто родители замечают, что дети подросткового и предподросткового возраста много времени проводят за компьютерами и гаджетами, играют в игры и общаются со сверстниками не в живую, а в социальных сетях. На полках начинают пылиться любимые игрушки и настольные игры, мяч и спортивный инвентарь заброшены далеко в угол или подальше в кладовку. На этом этапе начинается родительское беспокойство, мол, сын или дочь, ничем не интересуются, полезным не занимаются, и вообще невозможно ребенка выгнать из комнаты погулять.
Как пример, у меня есть двоюродный брат 13 лет. Все свое свободное время он проводит за экраном, на улицу ни шагу не сделает. Даже совместные семейные прогулки по городу в хорошую летнюю погоду игнорирует. Мальчик не ленивый и даже способный. Он всегда сам делает уроки, моет посуду, и ремонт в доме помогал делать, он отлично ладит с математикой, хорошо считает в уме и решает логические задачки. На мои вопросы есть ли у него друзья, почему он с ними не гуляет, мальчик отвечает что есть, но все они так же сидят дома за своими компьютерами.
Получается, что дети перестают взаимодействовать с реальным миром, все больше погружаясь в виртуальный. Компьютерные игры жестоки, а передаваемые друг другу эмоции ограничиваются рамками смайликов. Все эти технологии – настоящий бич 21 века. Дети пассивны, скрытны, ограничены. Помимо психики страдает и активно развивающееся тело подростка – из-за длительного сидения и напряжения зрения развиваются сколиоз и близорукость.
Как же побороть тягу подростка столько времени «зависать» в компьютере? Нужно найти способы привлечь ребенка к полезным и развивающим занятиям, которые помогут ему почувствовать себя полноценным и сильным, или даже могут превратиться в его жизненные хобби или стать основой для выбора жизненного пути и профессии.
1. Тактика общения с подростком.
В это время начинаются активные перемены. Ребенок начинает ближе общаться со сверстниками или ребятами старшего возраста, чем с родителями. Здесь главное не потерять вашу с ребенком связь, а поможет в этом правильная тактика. Согласно тибетской мудрости с детьми от 10 до 15 лет следует общаться не на равных, а как с равными. Советуйтесь с ребенком по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность, давайте ему честные взрослые ответы на все его вопросы. Это время формирования самостоятельности и независимого мышления. Свою волю навязывайте очень мягко, в процессе обсуждения и дачи советов. Если вы что-то не одобряете, сфокусируйте его внимание на негативных последствиях, но не прибегайте к прямым запретам.

Позвольте подростку почувствовать себя взрослым. Чрезмерная опека после 10 лет приведет к развитию у ребенка неуверенности и зависимости от более самостоятельных друзей.

Так можно ограничить его времяпрепровождение за компьютером или выделить на это определённое временное окно. Оставшееся свободное вы должны провести вместе, найдя интересное занятие. Подробнее об этом читаем далее.

2. Ищем подходящее занятие.
Проанализируйте, чем подросток может заинтересоваться. Может он любит спортивные игры, но ему не с кем играть, все его друзья не желают погулять и погонять мяч. Составьте ему компанию, сходите на местный футбольный матч, в музей или на выставку, на концерт, в боулинг, бассейн, в поход. Освежите ваши и его чувства, развейтесь, может это даст толчок к новым стремлениям или воспоминаниям, чем он давно хотел заниматься. Сыграйте в настольную игру шахматы или шашки, соберите модель самолета, сшейте вместе платье для куклы, что угодно. Совместная деятельность укрепит вашу дружбу и поможет ребенку найти новое увлечение.
Если вы остановили свой выбор на чем-то, продолжайте делать это вместе, пусть не каждый день уставший после работы папа будет гонят с сыном в мяч, но на выходных обязательно посвятите этому время. А еще лучше подыщите подходящий кружок или секцию. И обязательно интересуйтесь успехами своего ребенка, поощряйте его и помогайте. Как пишет в своих книгах Мария Монтессори «Детей учит то, что их окружает». Если ребенка одобряют – он учится хорошо и к себе относится тоже хорошо.

3. Расписание занятий подростка.
Составьте такое расписание, чтобы он четко знал, какой временной отрезок выделен на его любимый компьютер, а какой на творческую, спортивную или другую деятельность. Туда же включите уроки и домашние дела, так будет вырабатываться дисциплина и все выполнится вовремя. Такую практику рекомендуют американские психологи. Они советуют родителям использовать для детей наглядную схему их дневных действий. Туда включали даже чистку зубов и надевание одежды, чтобы ребенок не забыл простых необходимых вещей и не путался в их последовательности. Как показало время, в семьях, утвердивших такую схему на долгие годы, наблюдалось меньше ссор и больше продуктивности.

4. Пример для подражания.
Дети всегда смотрят на своих родителей, и сколько не проводи поучительных бесед, если они не видят доказательств на вашем примере, то все слова будут пущены на ветер. Хотите поддержать у ребенка интерес — найдите себе свое собственное занятие или хобби. Что-то требовать и не выполнять это самому будет нечестным, а дети особенно это чувствуют.
В этой статье мы составили 4 основных действия, чтобы помочь ребенку оторваться от компьютера и найти новое увлечение. Но как говорится правил нет, действуйте по интуиции, и главное интересуйтесь своими детьми, будьте с ними откровенны и честны.

Источник: Навигатор Знаний
Поделиться: