Как вырастить юных почемучек. Советы по развитию любознательности

Автор: Навигатор Знаний

Любознательность побуждает человека к активному умственному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и творческих действий. Любознательность создает изобретателей, путешественников и первооткрывателей, новаторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки. Иначе говоря, она дает человеку силы получить результат своего интеллектуального поиска.

Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда запоминает ее. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости.

В сегодняшней широкой информационной среде и облаке электронных примочек каким образом развивать любознательность детей к традиционным предметам? Ведь если не развивать любознательность, можно упустить этот фактор успеха, эту духовную потребность, стремление к познанию обширного круга разных явлений.

В структуре любознательности одни выделяют эти 3 компонента: знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями; другие – мотив, результат и рефлекс. В любом случае, любознательность – показатель того, что ребенок готов к информации. Любознательность рассеяна и не сосредоточена на определенном предмете или виде деятельности.

Критерии показатели любознательности:
— Интерес к окружающим объектам – Показатель: стремление проникнуть в сущность явления;
— Продуктивность — Показатель: Количество задаваемых вопросов, качество вопросов;
— Речь – Показатель: Способность грамматически правильно формировать вопросы, умение выразительно, аргументировано выражать свое мнение.

Так же любознательность содержит когнитивный компонент (внимание и интерес к предмету или деятельности, количество и качество вопросов), эмоциональный компонент (положительное эмоциональное отношение к предмету или деятельности), деятельностный компонент (активные и самостоятельные действия, на лучшее распознавание устройства предмета, понимание его функционального назначения в исследовательской деятельности).

Старший дошкольный возраст очень важный этап в становлении личности и именно на нем нужно заострять внимание на развитии познавательных мотивов, желании знать и познавать. В 6 -7 лет информация упорядочивается, с 7 годам складываются общие представления о пространстве и времени, предметах, явлениях и их свойствах.

Для того чтобы удовлетворить свою любознательность в арсенале у ребенка старшего дошкольного возраста имеются различные средства и способы изучения:
— действия и собственный опыт;
— слово, т. е. рассказы взрослых;
— книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.

Для развития любознательности можно использовать следующие методы и приёмы:
– наглядный метод: демонстрация и иллюстрация, показ способов действий;
– словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего возраста, сочинение сказок;
– игровой метод,
— целевые прогулки (музеи, производственные объекты, тематические выставки).

Формы работы с детьми:
– художественная и творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка;
– музыкальная и театральная деятельность;
– художественная литература, народный фольклор;
– проведение народных праздников, развлечение, досуга, викторин;
– физкультурная и оздоровительная деятельность.

Для детей более старшего возраста для развития любознательности хорошо подходят проблемная и игровая технологии. Они предполагают использование творческих задач, вопросов и ситуаций. Такие задачи помогают ребенку устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, главное, то, что ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса размышления, от собственных возможностей. При этом надо помнить, что слишком простая задача ребенку неинтересна. Рекомендуется разделить все задачи на несколько уровней сложности и предлагать их по мере освоения ребенком задач предыдущего уровня.

Для сформированности интереса и любознательности нужны все компоненты «поисковой деятельности»:
— возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;
— постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с взрослым) решения;
— организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;
— решение задачи (учебной, трудовой и т. д.) и показ перспективы — работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.

Главным условием развития любознательности является деятельность, несущая познавательную функцию, так что пробуйте, экспериментируйте, воспитывайте «почемучек» и открывателей.

Поделиться: