Метод мозгового штурма для развития мышления у детей

Автор: Навигатор Знаний

Метод свободного генерирования идей был основан на желании преодолеть стереотипы мышления. Считается, что мозговую атаку придумали еще древние викинги. Когда во время плавания команда скандинавских мореходов встречалась с трудностями, на палубе собирались все — начиная с капитана и заканчивая юнгой. Все они поочередно предлагали свой способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Именно такой порядок исключал влияние авторитета старших на высказывания младших. Принятие решений оставалось прерогативой вождя.

Существует и другая красивая легенда о появлении метода. Во время второй мировой войны английский офицер А. Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой. Однажды его судно оказалось без охраны, когда была получена радиограмма о возможном нападении немецкой подводной лодки. Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать? Один из членов экипажа предложил «гениальную» идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, стремительно двигающейся к борту судна, надо всем встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, послушно отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает тонкую обшивку торговых судов и взрывается внутри судна). К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.

Осборн разделил решение на два этапа:
1. генерирование идей без всякой критики;
2. осмысливание, критика, анализ идей и выработка решения.

В определенный момент становится ясно, что типовые решения не работают, необходимы новые пути, необходимо творчество. Проблема в том, что осознанно творческая деятельность часто осуществляется по стереотипным, шаблонным схемам.

Метод мозгового штурма или «brainstorming» отлично подходит в развитии детского мышления, фантазии и воображения, для раскрепощения сознания детей. Метод может быть использован как в школе, так и дома. Темы мозгового штурма могут быть самыми разными.

Вот несколько примеров таких задач:
1. Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?
2. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?
3. Как не ссориться с мамой?
4. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, а ложечки нет. Что делать?
5. Придумайте новое невиданное природное явление.
6. Что будет, если уничтожить всех волков?
7. Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?
8. Придумайте дом будущего.
9. Как спастись герою данной сказки? Что ему надо сделать?
10. Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать?

Сперва, необходимо объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно ЛЮБЫЕ идеи, самые дикие и фантастические. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше.

В процессе нужно соблюдать правила. Строго запрещаются не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Известно, что даже ожидание критики убивает желание генерировать идеи. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей коллег и составление их комбинаций — приветствуется.

1-ый этап
Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов, так называемые «Смелые генераторы». Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных и остроумных, заинтересованных в хорошем решении людей.

2-ой этап
Идеи решений записываются и анализируются другими людьми, которые и формулируют окончательное решение. Эту задачу выполняют аналитики или «Эксперты».

Можно вводить и ТРЕТИЙ ЭТАП — совместное обсуждение окончательного решения, на котором могут появиться дополнительные идеи. Также замечено, что человек продолжает думать над задачей и после штурма, поэтому можно на следующий день провести повторный штурм.

Метод мозговой атаки работает на объединении усилий нескольких людей, так развивается умение работать в команде, слушать и поддерживать, уважать свое и чужое мнение. Метод демонстрирует, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым.

Мозговой штурм не пригоден для решения сложных проблем и задач, например, касательно морали и этики.

Великолепным стимулом активности детей является постановка их в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот «кто-то» должен быть «хорошим человеком». «Давайте поможем…».

Поделиться: