Обзор популярных школьных программ

Автор: Навигатор Знаний

Чаще всего родители просто записывают ребенка в школу, не интересуясь основной образовательной программой. А между тем этот фактор важен, поскольку может влиять на успеваемость и загруженность ребенка. Отзывы «наученных» родителей в сети неоднозначны, кому-то из семей программа подходит, они находят ее адаптированной и продуманной, другие слабой, третьи — противоречивой. В данной статье представлены основные УМК, которые используются в большинстве российских школ.

«Школа России»
УМК для 1-4 классов, в котором сохранены лучшие традиции русской школы, с современными изменениями и дополнениями, платформа по духовно-нравственному и патриотическому развитию. Особенность – проблемно поисковая и творческая деятельность, которая дает подъем естественной мотивации обучения, развивает способность понять смысл поставленной задачи, оценить ее результат.

Принципом системы учебников «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.

«Начальная школа ХХI века»
Идея создания программы преследовала цель модернизации начального образования. Средства и методы обучения разрабатывались коллективом РАО ИСМО.
Основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей раннего школьного возраста (в области познания, общения, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать их индивидуальные особенности и уровень социализации.

Особенность программы – включение интегрированных курсов в первое полугодие 1 класса («Грамота», «Окружающий мир»), которые, помимо образовательных функций, обеспечивают плавный переход к этапу школьной жизни и мягкой адаптации детей к новой деятельности.
Во втором полугодии наступает этап дифференцированных курсов, когда в условиях разноуровневого класса, учитывается индивидуальный темп, успешность обучения и уровень общего развития каждого отдельного ребенка, давая ему возможность работать в соответствии со своими возможностями (рубрики «Для тех, кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир» и др.).

Приоритет в программе ставится на поисково-исследовательскую (ученики открывают для себя и сознательно принимают научное знание) и творческую деятельность (акцент на области воображения, например, использование ролевых игр или рубрика «Путешествие в прошлое»).
Особое внимание на уроках уделяется созданию эмоционально-положительной атмосферы в классе, развитию самостоятельности и учебной инициативы.

Проект «Начальная школа XXI века» стал победителем «Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы». Сегодня большинство учеников России учатся именно по этой программе.

«Школа 2100»
Образовательная модель построена на основе концепции «педагогика здравого смысла» и предполагает системное и непрерывное обучение от младшего школьного возраста до старшей школы, опираясь на каноны классического российского образования, лучшие традиции советской школы и современные достижения в области развивающего личностно ориентированного образования.

Особенностью УМК является принцип, по которому учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Обучение УМК разностороннее и насыщенное. Некоторые родители отмечают его трудным.

Программа «Школа 2100» в 2008 году была удостоена высшей награды государства – премии Правительства Российской Федерации в области образования. Учебники по данному УМК активно входят в практику массовой школы.

Поделиться: