Роль детских площадок в развитии детей

Автор: Навигатор Знаний

Детская площадка – специально созданное пространство на улице для игры, общения и движения. Такая игровая среда должна максимально поддерживать разнообразную деятельность детей.

Считается, что создание детских площадок было связано с профилактикой детских заболеваний. Еще в трудах Платона упоминается о приспособлениях для детских игр. Некоторые источники указывают на появление территорий с элементами уличного игрового оборудования в Великобритании, а затем в США в середине 19 века.

Современные дети, живущие в городах, сталкиваются с недостатком солнечного света и свежего воздуха, половина дня проходит в сидячем положении с отсутствием возможности свободных движений. Сегодня детские игровые площадки являются неотъемлемой часть городских систем и отлично выполняют роль для полноценного развития детей и поддержки их двигательной активности.

Психолого-педагогический анализ площадки основывается на понимании ее как единого пространства, где в каждом элементе заложен потенциал для какой-либо развивающей деятельности детей — игры, общения, двигательной активности, экспериментирования.

Однако, формы поведения детей на традиционной площадке и современной площадке с большим количеством нестандартного оборудования, лазательных комплексов и наличием природных зон различаются. На традиционных площадках детская активность ограничивается только функциональной игрой. Дети фокусируются на физических ощущениях, состоящих из повторяющихся движений с объектами или без них, практически не играют. На современных площадках появляется больше игровой активности, в том числе сюжетно-ролевых игр. Традиционные площадки стимулируют соревновательность больше, чем сотрудничество, и поощряют одиночную игру, в то время как площадки приключений больше стимулируют строительство и конструирование, а также сюжетно-ролевую игру.

В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.

Различные пространственные характеристики детских площадок положительно влияют на детское поведение и способствуют разным типам игры. Если площадка насыщена искусственными элементами, то это поощряет детей к установлению иерархических отношений, к соревнованию. В пространствах с природными элементами фокус сдвигается на игру-фантазирование и социальную активность.
Как правило, большинство детских игровых и спортивно-игровых комплексов в городской структуре не привязываются к какой-нибудь определенной возрастной категории, а возводятся с расчетом на совместное их использование всеми возрастами.

Школа — источник повышенного стресса и переутомления для ребенка. Игровая школьная площадка — одно из немногих пространств, где школьник может восстановить свои силы в течение учебного дня.

Поделиться: