Школьная мораль

Автор: Навигатор Знаний

Школа обязана содействовать нравственному развитию учеников. К сожалению, пока нет единого мнения о том, что это понятие включает. Большинство людей признают, что мораль важна и должна преподаваться, но когда дело доходит до того, чтобы сказать, что это такое и как учить этому, консенсус рушится.

В 2015 году вступило в силу распоряжение властей о стратегии воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Но, какими бы ни были достоинства этих инициатив, они имеют мало общего с учением о нравственности. Действительно, одна из причин общей путаницы в отношении нравственного воспитания заключается в том, что моральные ценности не были четко отделены от ценностей других типов. Например, черты характера государственных деятелей — решительность, стойкость, уверенность, амбиции — без сомнения необходимы для выживания в неумолимые экономические времена, но они едва ли являются требованиями морали.

Каковы моральные ценности?
Иметь моральную ценность – в какой то степени значит подписываться под стандартом определенным образом. Стандарт — это правило, указывающее, что нужно сделать или не сделать. Подписка на стандарт подразумевает намерение соблюдать его, иметь привычку соблюдать его и чувствовать себя плохо из-за его несоблюдения.
Человек присоединяется к стандарту «не лги», например, когда он пытается не лгать, имеет тенденцию не лгать и сожалеть о лжи, которую он говорит.

Подписывание на стандарт считается моральным, когда у него есть две дополнительные особенности. Во-первых, субъект не только пытается соответствовать стандарту самостоятельно, но и хочет, чтобы все остальные тоже его соблюдали. Во-вторых, он видтт нарушения стандарта как действия, заслуживающие наказания или осуждения.

Стабильность социальных групп людей зависит от того, насколько люди согласны с такими стандартами. По крайней мере, люди должны быть привержены тому, чтобы не убивать и не причинять вред, не воровать и не вымогать, не лгать и не обманывать, а также справедливо относиться к другим, выполнять свои обещания и помогать нуждающимся. Эти стандарты составляют ядро общей морали.

Как научить детей морали
Школы должны сыграть свою роль в передаче общей морали следующему поколению. Для этого им необходимо предоставить два вида нравственного воспитания.

Первое — это «нравственное формирование» — воспитание в детях намерений, чувств и привычек нравственной подписки. Это включает в себя предоставление детям морального руководства, вознаграждение их за правильные поступки и наказание за неправильные поступки, а также моделирование хорошего поведения и моделирование соответствующих реакций на поведение других.

Из опыта регулирования своего поведения дети учатся саморегулированию. И подражая моральным реакциям других, дети учатся реагировать таким образом сами.

Второй вид нравственного воспитания — это «нравственное исследование» — вовлечение детей в обсуждение и размышление о природе и обосновании моральных ценностей. Преподаватели должны с помощью явного вмешательства или осторожного управления обеспечить, чтобы нравственные исследования выявили оправдание общей морали. Жизненно важно, чтобы дети поняли, для чего нужна мораль и почему она требует того, что она делает.

Конечно, наряду с задачей передачи общей морали школы должны также помогать детям прокладывать себе путь через минные поля моральных противоречий. Многие моральные стандарты жестко оспариваются, и не школы должны решать, оправданы они или нет. Здесь моральное исследование должно принимать форму открытого исследования с целью дать возможность детям сформировать свои собственные взвешенные взгляды.

Содействовать нравственному развитию учеников сложно, но стоящие перед ним задачи не являются непреодолимыми. Обеспечение того, чтобы дети придерживались общей морали и понимали ее причины, — задача, от которой школы не должны уклоняться, а успех общества зависит от нее.

Поделиться: