Влияние мелкой моторики на развитие речи детей

Автор: Навигатор Знаний

За последние годы увеличилось число детей с нарушениями речи. Приходится прибегать к помощи логопеда для выявления и исправления речевой проблемы.

Сейчас для многих родителей не секрет, что уровень развития речи напрямую зависит от степени ловкости детских пальцев. Насколько малыш будет способен свободно выполнять простые и сложные, точные движения кистями и пальцами рук, настолько у него будет сформировано умение правильно говорить.

Игры и упражнения с пальцами рук совершенствуют когнитивные возможности детского головного мозга. На физическом уровне такая взаимосвязь определяется близостью положения речевого центра и центра, отвечающего за управление движения рук. Работа пальцев стимулирует речевой центр и благоприпятствует умственному развитию, происходит активизация еще назадействованных мозговых клеток. Осязание – один из 5 органов чувств, через которое ребенок получает колоссальную информацию об окружающем мире. Так же мелкая моторика повышает логический и мыслительный уровни развития, память.

Пальчиковая гимнастика может выступать в обычных бытовых действиях: застегивание пуговиц, очистка фруктов, шнурование, держание столовых приборов, мытье рук с мыльной пеной, наливание воды в емкость, перелистывание страниц, открытие замка ключом. Родителям стоит давать детям больше возможности самим проделывать работу, помогать взрослым, привлекать к уборке пыли, лепке из теста, переборке круп (например, гречи), собиранию бусин, мелких предметов (под родительским присмотром).

И конечно, развитию мелкой моторики, способствуют всеми любимое детское творчество: лепка, вырезание из бумаги, рисование карандашами и пальчиковыми красками, аппликация, мозаика, пазлы, трафареты, конструирование.

На занятиях необходимо придерживаться последовательности – от простого к сложному, работать как правой, так и левой рукой, и главное- атмосфера должна быть позитивной. Можно во время совместных занятий проговаривать скороговорки, четверостишья, усложненные речевые обороты. Таким образом, усиливается контроль за выполняемыми действиями.

Начинать развивать детскую моторику нужно как можно ранее. Дети, занимающиеся пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, речь у них становится правильнее и динамичнее. А кроме того, такая активность помогает переключить внимание, снять стресс, быстрее научиться писать, больше познать мир и, даже, раскрыть способности и таланты.

Поделиться: