Знание — это процесс открытия: как конструктивизм изменил образование

Автор: Навигатор Знаний

Конструктивизм — это философия образования, которая рассматривает опыт как лучший способ приобретения знаний.

Согласно истинному конструктивизму, мы действительно что-то понимаем, когда фильтруем это через наши чувства и взаимодействия. Мы можем понять идею «синего», только если у нас есть зрение и если мы не дальтоники.

Конструктивизм — это философия образования, а не метод обучения, которая все еще адаптируется к преподавательской практике. Эта философия лежит в основе метода обучения, основанного на запросах, когда учитель создает среду обучения, в которой учащиеся сами находят ответы.

Как психология развития формирует обучение

Одним из первых сторонников конструктивизма был швейцарский психолог Жан Пиаже, чья работа была сосредоточена вокруг когнитивного развития детей. Теории Пиаже (популяризированные в 1960-х годах) о стадиях развития детства до сих пор используются в современной психологии. Он заметил, что взаимодействие детей с миром и их чувство себя соответствовали определенным возрастам.

Например, благодаря ощущениям от рождения ребенок имеет базовые взаимодействия с миром; с двух лет они используют язык и играют; они используют логические рассуждения с семи лет и абстрактные рассуждения с одиннадцати лет.

До Пиаже было мало конкретных анализов психологии развития людей. Мы поняли, что с возрастом люди становятся все более изощренными.

Теория Пиаже получила дальнейшее развитие у его современника Льва Выготского (1925-1934), который рассматривал все задачи как подходящие для :

1.      — задачи, которые мы можем сделать самостоятельно,

2.     — задачи, которые мы можем сделать с руководством,

3.     — задачи, которые мы не можем сделать вообще.

В первой категории не так много значимого обучения. Если мы знаем, как сделать что-то, мы не получим слишком много от повторения этого.

Точно так же от третьей категории мало что можно получить. Вы могли бы бросить пятилетнего ребенка в класс по исчислению, которым руководит самый блестящий учитель в мире, но у ребенка просто недостаточно предварительного понимания и когнитивного развития, чтобы чему-то научиться.

Большая часть нашего обучения происходит во второй категории. У нас достаточно предварительных знаний, чтобы разобраться в теме или задаче, но недостаточно, чтобы полностью понять их. В психологии развития эта идея известна как зона ближайшего развития — место между нашим пониманием и нашим невежеством.

Использование зоны для обучения

Представьте, что 10-летним учащимся нужно добавить каждое число от 1 до 100 (1 + 2 + 3 + 4 + 5 и далее). Теоретически они могли бы сделать это путем добавления грубой силы, которая, скорее всего, утомит и расстроит их.

Вместо этого учитель, вдохновленный конструктивистом, может спросить: «Есть ли более быстрый способ сделать это?» и «есть ли схема чисел?»

С некоторой помощью, некоторые ученикм могут увидеть, что каждое число соединяется с соответствующим номером, чтобы добавить к 101 (1 + 100, 2 + 99, 3 + 98). В итоге получается 50 пар из 101, что значительно упрощает и ускоряет сумму 50 х 101.

Шаблон и простое умножение, возможно, не пришли бы интуитивно (или даже вовсе) к большинству учащихся. Но содействие со стороны учителя подталкивает их существующие знания к значимому опыту обучения — используя совершенно приземленную проблему. Тогда это становится процессом открытия, а не монотонной работой.

Студенты-медики начали использовать конструктивистскую педагогику в университетах США и Австралии в 1960-х годах. Вместо того, чтобы учителя показывали ученикам, как именно что-то делать или заставляли их копировать это (так называемое явное наставление), они заставляли учеников выдвигать гипотезы и направляли их на критику друг друга.

Конструктивистская педагогика сегодня является общей основой для преподавания во всем мире. Она используется по всем предметам, от математики и естественных наук до гуманитарных наук , но с различными подходами.

Важность групповых работ

Методы обучения, основанные на конструктивизме, в основном используют групповую работу. Акцент делается на то, чтобы студенты строили свое понимание темы или проблемы совместно.

Представьте себе научный класс, изучающий гравитацию. Вопрос дня: объекты падают с разной скоростью? Учитель может облегчить эту деятельность, спросив:

·        — «Что мы можем уронить?»

·         — «Как вы думаете, что произойдет, если мы уроним эти два объекта одновременно?»

·        —  «Как мы можем измерить это?»

Затем учитель даст ученикам возможность провести этот эксперимент самостоятельно. Поступая так, учителя позволяют учащимся развивать свои индивидуальные сильные стороны, когда они открывают для себя концепцию и работают в своем собственном темпе.

Эксперименты на уроках естествознания, экскурсии по культурным достопримечательностям на уроках истории, разыгрывание Шекспира на английском языке — все это примеры конструктивистской учебной деятельности.

Какие доказательства?

Конструктивистские принципы естественно соответствуют тому, что мы ожидаем от учителей. Например, профессиональные стандарты учителей требуют от них налаживания отношений со студентами для управления поведением, а опытные учителя адаптируют уроки к конкретным культурным, социальным и даже индивидуальным потребностям учащихся.

Явное обучение все еще уместно во многих случаях — но базовый стандарт обучения включает признание уникальных обстоятельств и способностей учащихся.

Использование конструктивистского подхода означает, что студенты могут стать более вовлеченными и ответственными за свое обучение. Исследования 1980-х годов показывают, что это стимулирует творчество.

Конструктивизм можно рассматривать как описательную теорию, не предоставляющую непосредственно полезных стратегий обучения. Некоторые могут сказать, что существует слишком много учебных контекстов (культур, возрастов, предметов, технологий) для непосредственного применения конструктивизма.

Настоящий конструктивизм — это вызов. Он требует творческого образовательного дизайна и планирования урока. Учитель должен обладать исключительными знаниями в предметной области, что делает конструктивистские подходы гораздо сложнее для учителей начальных классов, которые имеют более широкие общие знания.

Направленное учителями обучение (явное обучение содержанию) использовалось намного дольше, и оно оказалось очень эффективным для учащихся с ограниченными возможностями.

Основной проблемой для конструктивизма является текущая ориентированность на результаты подхода к обучению. Соблюдение требований учебной программы для оценки в определенное время (например, тесты по окончании семестра) отвлекает внимание от обучения.

Явное обучение более непосредственно полезно для обучения тесту, что может быть неблагоприятной реальностью во многих образовательных контекстах.

У философии образования конструктивизм имеет большой потенциал. Но большая потребность в том, чтобы учителя учитывали контекст и персонализировали уроки, когда проводятся стандартизированные тесты, обязанности на игровых площадках, учения по охране здоровья и технике безопасности.

Поделиться: